Решила выложить здесь.



"Детскость бродячей жизни, ее материнское происхождение, ее отказ от

закона и духа, ее оставленность и тайная, всегда присутствующая близость

смерти давно глубоко проникли и запечатлелись в душе Гольдмунда. То, что в

нем все-таки жили дух и воля, что он все-таки был художником, делало его

жизнь богатой и трудной. Любая жизнь ведь становилась богатой и цветущей

только благодаря раздвоению и противоречию. Что значили бы рассудок и

благоразумие, не ведающие упоения, что были бы чувственные желания, если бы

за ними не стояла смерть, и что была бы любовь без вечной смертельной вражды

полов?"

(Нравится и понимаю всё, кроме последнего утверждения про любовь...)





"Казалось, все бытие зиждется на двойственности, на противоположностях;

ты - или женщина, или мужчина; или бродяга, или обыватель, силен или

разумом, или чувствами - нигде вдох и выдох, мужское и женское, свобода и

порядок, инстинкт и духовность не могли испытываться одновременно, всегда за

одно надо было платить утратой другого, и всегда одно было столь же важно и

желанно, как другое! Женщинам в этом смысле было, пожалуй, легче. Их природа

создала так, что чувственное желание несло с собой свой плод, и из счастья

любви получался ребенок. У мужчин вместо этой простой плодовитости была

вечная тоска. Неужели Бог, так все сотворивший, злой и враждебный, злорадно

посмеялся над своим творением? Нет, он не мог быть злым, создав ланей и

оленей, рыб и птиц, лес, цветы, времена года. Но трещина прошла через его

творение, то ли оно не удалось, и было несовершенным, то ли Бог имел особые

намерения, наделяя бытие человека именно этим недостатком и тоской, то ли

это было семя дьявола, первородный грех? Но почему же эта тоска и

неудовлетворенность должны быть грехом? Разве не возникло из них все

прекрасное и святое, что создал человек, отдав Богу в качестве благодарной

жертвы?"