Решила выложить здесь.
"Детскость бродячей жизни, ее материнское происхождение, ее отказ от
закона и духа, ее оставленность и тайная, всегда присутствующая близость
смерти давно глубоко проникли и запечатлелись в душе Гольдмунда. То, что в
нем все-таки жили дух и воля, что он все-таки был художником, делало его
жизнь богатой и трудной. Любая жизнь ведь становилась богатой и цветущей
только благодаря раздвоению и противоречию. Что значили бы рассудок и
благоразумие, не ведающие упоения, что были бы чувственные желания, если бы
за ними не стояла смерть, и что была бы любовь без вечной смертельной вражды
полов?"
(Нравится и понимаю всё, кроме последнего утверждения про любовь...)
"Казалось, все бытие зиждется на двойственности, на противоположностях;
ты - или женщина, или мужчина; или бродяга, или обыватель, силен или
разумом, или чувствами - нигде вдох и выдох, мужское и женское, свобода и
порядок, инстинкт и духовность не могли испытываться одновременно, всегда за
одно надо было платить утратой другого, и всегда одно было столь же важно и
желанно, как другое! Женщинам в этом смысле было, пожалуй, легче. Их природа
создала так, что чувственное желание несло с собой свой плод, и из счастья
любви получался ребенок. У мужчин вместо этой простой плодовитости была
вечная тоска. Неужели Бог, так все сотворивший, злой и враждебный, злорадно
посмеялся над своим творением? Нет, он не мог быть злым, создав ланей и
оленей, рыб и птиц, лес, цветы, времена года. Но трещина прошла через его
творение, то ли оно не удалось, и было несовершенным, то ли Бог имел особые
намерения, наделяя бытие человека именно этим недостатком и тоской, то ли
это было семя дьявола, первородный грех? Но почему же эта тоска и
неудовлетворенность должны быть грехом? Разве не возникло из них все
прекрасное и святое, что создал человек, отдав Богу в качестве благодарной
жертвы?"